О Сайте    Тематики   "В Деталях"   Постамент   Портфелю    Ссылки    [ Форум Temza.ru ]  
     
     

./тематики/африка/статьи/лрдг - предтеча

ЛРДГ - предтеча.




Сотрудники управления Египетского Департамента по надзору, офис Гиза 1925 год. Сидят в первом ряду Патрик Клейтон, Джордж Мюррей, Др. Джон Болл, У.Ф. Хьюм, Х.Л. Биднелл, О.Х. Литтл, будущий военный министр Египта Хасан Садек-Паша, Джордж Уолпоул.

На заключительном этапе Второй мировой войны именно в каирском пригороде Маади (Maadi), Уильям Бойд Кеннеди Шоу (1901-79) написал свою книгу «Пустынные группы дальнего радиуса действия» (1945). В своём предисловии он отмечает: «В отношении к Пустыне есть только две крайности - либо Вы ненавидите Пустыню и всё что с ней связано, либо Вы понимаете, что не можете сопротивляться её очарованию» Как и многие из его друзей и соседей, Шоу принадлежал ко второй группе. Ничем изначально не примечательный специалист по ботанике в Суданском Департаменте Лесного хозяйства, Шоу полностью раскрылся как личность именно во время войны. Он присоединился к своему старому товарищу, исследователю ливийской пустыни, бригадиру Ральфу Элгару Бэгнольду (родился в1896), основавшему маленькое, но отличающееся очень высокой мотивацией боевое соединение названное «Группой дальнего радиуса действия в пустыне» (Long Range Desert Group). Свою книгу он назвал по имени подразделения, в котором служил. LRDG действовала в глубине Ливийской пустыни (так же называемой Herodotus) позади немецких и итальянских линий с диверсионными целями подрыва усилий войск Оси войти в Александрию. Подвиги и героизм солдат LRDG подробно описаны в книге Шоу и упоминались во многих последующих публикациях. Последней из них был труд "Штурмовые подразделения – персональный вклад в ход войны в Заливе" (1992) написанный генералом Сэром Питером де ла Биллье, (General Sir Peter de la Billiere ) командующим британским военным контингентом во время Операции "Буря в пустыне».



Группа исследователей во время очередной экспедиции в Западной пустыне. (архив Бэгнольда)


Автомобили экспедиции. (архив Бэгнольда)

Шоу не был единственным из тогдашних жителей Маади, кто писал книги или научные работы на тему исследования и освоения пустынь. Этот каирский пригород стал домом ещё нескольким фанатичным поклонникам пустыни. В их числе, в частности, были и двое англичан, последовательно сменивших друг друга на посту директора Египетского Департамента по Надзору (Maс-ла-hет аль-Ми-сса-hа), доктор Джон Болл (1872-1941) ученый, инженер, астроном и геолог, и Джордж Уильям Уэлш Мюррей (1888-1966) прозванный современниками «Илайша – созидатель». Эти два человека были авторитетными cотрудниками престижного «Института Исследования Пустыни» имени Фуада, разместившимся в красивом здании сарацинской архитектуры, находившимся в Гелиополисе под углом к северу от выдержанного в индийском стиле дворца барона Эмпайна. Позднее, во времена социальных потрясений Институт стал штаб-квартирой регионального отделения «Общества защиты арабов».

По словам майора Клода Скэдмура Джервиса (1879-1953), британский «Мудир»(mudir - губернатор) Синая, доктор Джон Болл был «маленьким человечком, в котором на первый взгляд меньше всего можно было предположить несгибаемого и мужественного исследователя пустыни». Никак не верилось, что Болл не раз и не два спокойно пересекал Западную Пустыню на своём далёком предке современных джипов – автомобиле с гордым именем – «Жестянка Лиззи». Болл мастерски ориентировался в однообразном море песчаных дюн, преодолевать которые само по себе было эпохальным подвигом, во времена, когда Лэндкрузеров и Рэнджроверов ещё не существовало даже в проектах.

Когда Болл не бросал вызов пустыне, он занимался составлением топографических описаний местности, картируя территорию с помощью всегда находившегося под рукой компаса и спидометра. Три раза он сопровождал в пустыню принца Камаля аль-Дин Хуссейна (сына султана Хуссейна Камеля) и Ахмеда Хэссэнеин Бея (в последствии получившего титул Паша) исследователя Джебель Увейнат (Gabal Oweinat), в их знаменитых экспедициях в Ливийскую пустыню в поисках мифического Оазиса Зарзура (Zarzura), и более удобного маршрута в Оазис Куфра (Kufra). Эти экспедиции, которые часто длились до трех месяцев каждая, покрывали огромную территорию между горами Увейнат далеко на юго-западе до Соллума на севере и Нила на востоке. В то время как первая из этих экспедиций передвигалась на верблюдах, последние стали возможными, благодаря специальным гусеничным машинам французского производства.

В 1926 году, во время своей деятельности на посту директора Египетского Департамента по Надзору, который он возглавил в 1897 году, доктор Болл послал одного из своих самых способных помощников, Джорджа Фредерика Уолпоула (1892-1975), чтобы исследовать неизвестные области в Ливийской пустыне. Уолпоул, позднее подготовивший к печати наиболее подробную карту Египта, обнаружил низменность размером восемнадцать тысяч квадратных километров – больше чем площадь Уэльса - с перепадом глубин от пятидесяти, до ста тридцати четырёх метров ниже уровня моря. В одном месте от Средиземного моря низменность отделял лишь перешеек шириной всего в пятьдесят шесть километров. Воодушевлённый этим открытием, Болл назвал низменность Впадиной Каттара. После того, как он обнаружил один из основных солёных источников на ее северном краю, Болл написал ряд статей, в которых предлагал связать впадину со средиземным морем посредством тоннеля. Гидроэлектростанция, построенная в таком тоннеле, могла бы развивать мощность не меньше ста шестидесяти тысяч лошадиных сил, и, таким образом, обеспечивать электроэнергией весь северный Египет. Свои труды Болл популяризовал в цикле лекций.

В другой своей работе, он выдвигал теорию, о том, что соединение Впадины Каттара со Средиземным морем принесло бы Египту большие выгоды в климатическом плане, особенно в Дельте Нила и на Синайском полуострове. Регулярное выпадение дождей обеспечивалось бы ветрами, преобладающими в этих районах.

Через много лет, в своей книге "Я дерзаю в Пустыне", изданной в 1967 году уже после его смерти, Джордж Мюррей объяснял, что проект Болла должен был "Обеспечить нормальный приток морской воды, точно уравновешенный с испарением так, чтобы сформированное таким образом внутреннее озеро, заполнилось солью лишь через несколько сотен лет. В то же время, непрерывный приток воды через туннель (позже называемый туннелем Джона Бола или каналом) должен был использоваться турбинами, чтобы обеспечить светом и электроэнергией всю Дельту(Нила). Мюррей продолжал детализировать некоторые из теорий Болла, но в то же время подвергал их критике.

Джордж Мюррей лично познакомился со Впадиной Каттара, когда, спустя год после открытия Уолпоула, Болл послал его с другим коллегой, инспектором надзора Патриком Эндрю Клейтоном, (1896-1962), назад в Ливийскую пустыню, чтобы произвести детальную топографическую съёмку краёв впадины и окончательно нанести на карту её границы. Они должны были составить кривые профилей перепада высот на перешейке между Впадиной и Средиземным морем. Ни Клейтон ни Мюррей тогда даже и представить себе не могли что их профили сослужат свою службу четырнадцать лет спустя во время Второй мировой войны, когда в одном из самых жестоких танковых сражений африканской компании, сошлись Восьмая армия Окинлека и «Танковая армия Африка» Эрвина Роммеля. По иронии судьбы, то, что должно было стать каналом Джона Болла, стало одним из самых больших кладбищ в истории Северной Африки, усыпанным телами тысяч молодых солдат.

Под объединённым контролем Мюррея и Клейтона картография и профилирование окрестностей Впадины Каттара были закончены в течение четырех лет, в период с 1927 по 1931 годы. Именно в это время, в 1928 году, Клейтон обнаружил двадцать три мёртвые и умирающие газели к подножья одного из низких утёсов на дне Впадины. Мюррей предположил, что упавшие вниз несчастные животные могли быть обращены в паническое бегство напавшим на них ночным хищником. Было очевидно, что с течением времени животный и растительный мир этой местности просто исчез бы с лица земли уничтоженный изменениями, вызванными реализацией проекта Болла. Тем временем, разразившаяся в 1931 году экономическая депрессия положила конец великим планам затопления Большой Пустоты. После сорока трёх лет бессменной службы в Департаменте по Надзору, Болл в 1932 году вышел в отставку и удалился на покой, передав все дела в надёжные руки Джорджа Мюррея.

За время своей отставки доктор Джон Болл стал настоящей звездой в многочисленных лекционных турах во время выступлений в различных научных обществах. К восхищению его друзей и соседей по Маади, он сделал несколько докладов в Спортивном Клубе Маади, и весь сбор от входных билетов ценой 12 пиастров был перечислен в пользу местного отделения Епархиальной Гильдии. Аудитория была просто в восторге от воспоминаний доктора Болла, иллюстрированных фотографиями и диапозитивами. Фотоматериалы охватывали период от постройки моста в лондонском Бэттерси, до реставрации дворцового комплекса Филэ на юге Асуана в1901-902 годах. Не последнее место среди них занимали фотографии сделанные во время его одиссеи в Западной пустыне на верной «жестянке Лизи». Доктор Джон Болл похоронен в Протестантском кладбище в Старом Каире, и эпитафия на его надгробье гласит:

«В самой дикой глуши я свой путь всё равно отыщу»

Примерно в то время, когда доктор Болл скончался в своем доме на Маади-роуд 9, на руках своей жены Кейт Рассел Уэйт, его бывший подчинённый из Департамента по Надзору совершил дерзкий побег из немецкого лагеря для военнопленных, расположенного к западу от Эль-Аламейна. Когда началась Вторая Мировая война, Инспектор по Надзору Патрик Клейтон оказался чрезвычайно ценным приобретением для LRDG, поскольку знал Ливийскую пустыню как свои пять пальцев. Фактически, он представлял египетское правительство в 1927 году во время определения границы между Ливией и Египтом. Его коллега на ливийской стороне, затем разделенной на Триполитанию и Киренаику, был итальянским офицером в чине лейтенанта по фамилии Кампо. Во время Второй Мировой войны граница несколько раз перемещалась то назад то вперёд прежде, чем вернуться в своё довоенное местоположение, определённое Пограничной комиссией Кампо-Клейтона. Служившие пограничными знаками сто восемьдесят семь пирамидок сложенных из камней в 1938 году были заменены каменными стелами под техническим руководством Джорджа Мюррея.

В 1944-м году, потомственный шотландский горец Джордж Мюррей принял от доктора Болла эстафету на посту директора Департамента по Надзору. За свои двадцать пять лет работы в департаменте Мюррей хорошо изучил пустыни Египта и участвовал в нескольких экспедициях вместе со своей женой Эдит Агнесс в компании двух 64-фунтовых эрдельтерьерв. Кроме того, ещё в 30-х, вместе с бригадиром Ральфом Бэгнольдом, он предпринял исследование возможности движения по пескам на автомашинах, что через несколько лет дало LRDG возможность совершать свои рейды далеко за линии войск противника.

В полную противоположность миниатюрному Джон Боллу, Мюррей был очень крупным человеком и по логике вещей должен был получить прозвище "Мюррей-Громадина", а не "Мюррей-Пустынник", как его называли все друзья в Маади. В 1935 году он опубликовал научную работу "Сыновья Ишмаэля", исследование племён египетских бедуинов Синайского полуострова, и приблизительно в то же самое время, предоставил несколько отчётов в Каирское Научное Общество, президентом которого Мюррей был вплоть до начала Второй мировой войны. В 1946 году он был назначен вице-президентом Института Египта. В своей книге, Мюррей дает яркое описание своих вылазок в Восточную Пустыню. Раз за разом отодвигая точку, в которой они намеревались закончить своё путешествие, вместе с Эдит и собаками, они мчались по скверным дорогам на которых не было и следа асфальта, вдоль побережья Красного моря или Синайского полуострова, где он путешествовал на пару с Клейтоном вскоре после окончания Первой Мировой войны.

Если Mюрреи не пропадали в пустыне, они собирали множество друзей – единомышленников в своём двухквартирном доме на пересечение 18-й и 79-й Маади-роуд, в настоящее время покинутом и заброшенном. Постоянной посетительницей этих вечеринок, которая неизменно оживляла беседу своими дерзкими пассажами, была никто иная, как путешественница автор многих научных работ мисс Фрея Мэйдлин Старк.

Джордж и Эдит Мюррей подружились с Фреей Старк где-то перед войной. Помимо их общего исследовательского энтузиазма и совместных экспедиций в Западную Пустыню, Мюррей присоединился к основанному Фрей Старк "Обществу Братьев Свободы". нацеленного на контрпропаганду пронемецких настроений среди населения Египта, Иордании и Палестины путём убеждения, в противовес грубым и зачастую неумелым методам официальных кругов. Наиболее скептически настроенные египтяне, впрочем, именовали последователей Фреи Старк как «Общество по распространению пробританских слухов» От дюжины последователей, которые первоначально встречались в балконе дома Фреи в Замалеке или саду виллы Мюрреев в Маади в 1941году, «Общество» к 1943-му году разрослось до шести тысяч человек.

  
Леди Фрея Мэйдлин Старк.

К этому временем Фрея Старк уже уехала из Египта в поисках новых приключений и других пустынь, на сей раз в Ирак. В знак признания её заслуг в области исследования пустыни, военных заслуг и многочисленных научных трудов в различных областях деятельности в 1953 году Фрея Старк была награждена орденом Британской Империи. Леди Фрея скончалась в 1993 году в возрасте ста лет.


Ещё одним неутомимым исследователем Пустыни был энергичный венгерский граф Ласло Алмаши, хотя и не живший в Маади. Он не раз пересекал по воздуху Ливийскую пустыню на своём крошечном самолете в 1932-37 годах, и стал первооткрывателем горного массива Аль-Джифа аль-Кебир - гранитного горного плато размером со Швейцарию.

Профессиональный пилот служивший в Австро-Венгерских ВВС во время Первой Мировой войны и страстный автогонщик, Алмаши в 1929 году, как официальный представитель автомобильной компании «Штайр», блестяще продемонстрировал возможности автомобилей этой марки в условиях пустыни, проведя свою первую экспедицию по пескам на двух грузовиках.

В 1932 году Алмаши примкнул к троим англичанам - Сэру Роберту Клейтону, коммандеру Пендреллу и Патрику Клейтону, отправившихся на поиски легендарной Зарзуры, «Оазиса Птиц», : Финансировал экспедицию принц Камаль аль-Дин Хусейн. Экспедиция передвигалась на машинах, Алмаши сопровождал колонну на своём самолёте, осуществляя рекогносцировку. Самым значительным открытием экспедиции стала «Пещера Пловцов» в Джифа альКебир. Однако европейцы, по сути, вовсе не были её первооткрывателями. Бедуины давно обнаружили пещеру во время поисков потерявшегося скота, но далеко обходили эти места, считая настенные рисунки творчеством джиннов. Алмаши составил карту пещеры и каталог рисунков. На основе этих данных, принц Камаль-аль-Дин написал статью о Джифа альКебир для Египетского национального географического общества.

В 1933 году Алмаши обнаружил третью долину Зарзуры в Вади Талх, и в Нубии наткнулся на племя Магьярбов, которые говорили по-арабски, но считали себя потомками венгерских солдат, служащих в турецкой армии в 16 веке.

В конечном итоге из энтузиаста-самоучки Алмаши превратился в серьёзного исследователя. Он пользовался неоспоримым авторитетом среди своих друзей бедуинов, почтительно называвших его «Абу Рамла» (Отец Песков).

Из-за смерти в 1932 году Сэра Патрика Клейтона и принца Камаль-аль-Дина, в основном спонсировавшего исследования, Алмаши в последующие годы работал в археологических и этнографических экспедициях вместе с германским этнографом Лео Фробениусом. В перерывах между ними он подвизался в качестве пилота-инструктора на аэродроме Аль-Маза в Египте.

Свои приключения Алмаши описал в книге «Неизвестная Сахара» впервые изданной в Будапеште в 1934 году.

Во время войны Алмаши как гражданин Венгрии был депортирован и оказался «по ту сторону баррикад», но в конечном итоге после войны вернулся в Египет по приглашению короля Фарука I-го, и занял должность технического директора вновь возрождённого «Института Исследования Пустыни», в настоящее время перенесённого из Гелиополиса в район Каира Аль-Матарийах.

Умер Алмаши в 1951 году в Зальцбурге, где и был похоронен. На его могиле в 1995 году патриоты воздвигли бюст с надписью на венгерском «Пилот, исследователь Сахары и первооткрыватель оазиса Зарзура». Однако имя его в настоящее время практически забыто, а родовой замок семьи Алмаши в Карпатах заброшен и продаётся с молотка. Широкой общественности Алмаши известен скорее как прообраз главного героя фильма «Английский Пациент» режиссёра Энтони Майнджелла, получившего девять премий «Оскар», хотя персонаж фильма не имеет с реальным человеком практически ничего общего. Автор одноименного романа отмеченного Букеровской премией писатель Майкл Отданже в многочисленных интервью так и не дал ответ, почему он настолько изменил биографию и образ своего героя.



По материалам:
EGYPT'S NEW FRONTIER FROM SIWA TO SINAI WITH MAADI'S PRE-WW2 DESERT EXPLORERS by Samir Raafat Egyptian Gazette, Saturday November 29, 1996.
Открытые Интернет-публикации.
Бурдуков Георгий (Егор) ака Картер СПб 2010-05-06